Давно хотел переиграть в трилогию Modern Warfare и внимательно проанализировать, что представляет собой ДНК её уровней.
Давайте вместе разберемся, что из себя представляют синглплеерные уровни Modern Warfare и какими средствами дизайнеры удерживают внимание и развлекают игрока.
Структура уровней
На мой взгляд трилогия Modern Warfare является отличным примером шутера с линейным дизайном уровней. Уровни синглплеерной кампании спроектированы таким образом, что никогда не дадут игроку скучать и превратят примитивный “тир на рельсах” в увлекательное и яркое приключение.
Именно линейный дизайн уровней позволяет сделать действие максимально насыщенным, а повествование интересным и впечатляющим.
Уровни представляют собой линейный путь из точки А в точку Б и состоят из маленьких кусочков с различными планировками. При таком подходе заблудиться очень сложно, плюс игрока “ведут за руку” при помощи классических приемов:
- Напарники показывают своим движением куда нужно идти.
- Сообщения по радио подсказывают что делать игроку.
- Интерактивные объекты подсвечиваются (кнопки, места куда надо заложить С4 и тд).
- Интерфейс и миникарта всегда показывает цели и расстояние до них.
Какие типы планировок используются на протяжении всей игры?
1. Кишка
Как правило, это один главный путь с небольшими “карманами”, расположенными параллельно главному пути. На главном пути обычно располагаются основные силы противника, боковые карманы часто играют роль путей для обхода с фланга, либо огневых точек с хорошим укрытием. Очень часто эту планировку можно представить в виде извилистой улица с доступными
зданиями по бокам, либо одним длинным коридором с множеством боковых помещений. Исследование и использование “карманов” создает иллюзию нелинейности.

Структура уровня — Кишка
Примеры:
Из Modern Warfare
- Зачистка корабля в море (Crew Expendable),
- Эскорт танка (War Pig),
- Эвакуация отряда и спасение пилота (Shock and Awe),
- Подземный коммандный центр (No Fighting in the War
Room).
Из Modern Warfare 2
- Погоня по фавелам (Takedown),
- Зачистка нефтяной платформы (The Only Easy Day… was Yesterday),
- Зачистка тюрьмы (The Gulag),
- Штурм базы подлодок (Contingency).
Из Modern Warfare 3
- Улицы Нью Йорка (Black Tuesday),
- Зачистка подлодки (Hunter Killer),
- Улочки в Индии (Persona Non Grata),
- Деревня в Сиерра Лиона (Back on the Grid),
- Склады и станция метро в Лондоне (Mind the Gap),
- Деревня в Сомали (Return to Sender),
- Улочки Парижа (Bag and Drag).
2. Пустырь
Главный путь лежит через открытую местность с большим количеством укрытий, а враги появляются с различных направлений. Игроку нужно либо прорваться через линию фронта, либо обороняться, заняв какую-либо позицию.

Структура уровня — Пустырь
Примеры:
Из Modern Warfare
- Стелс на ферме в полях (Hunted),
- Припять — оборона колеса (One Shot, One
Kill), - Оборона фермы (Heat),
- Пусковые шахты — площадка, где нужно уничтожить два БМП (All in).
Из Modern Warfare 2
- Защита Бургер Тауна и кафе (Wolverines!),
- Штурм Белого дома (Whiskey Hotel),
- Кладбище самолетов (The Enemy of My Enemy),
- Камчатка — деревня в снегу (Contingency).
Из Modern Warfare 3
- Лондон — парковка, стройка (Mind the Gap),
- Гамбург — пробег по пляжу (Goal Post),
- Сомали — перед песчаным штормом (Return to Sender),
- Париж — двор с памятником (Iron Lady),
- Шахта где то в Сибири — котлован (Down the Rabbit Hole)
3. Разветвление
Создание иллюзии нелинейности. Главный путь разделяется на два направления, чтобы потом снова слиться в один. Враги появляются в зависимости от того, какой путь выбрал игрок. Как правило, враги на соседней ветке отключаются создавая иллюзию того, что там поработали напарники.

Структура уровня — Разветвление
Примеры:
Из Modern Warfare
- Штурм тв-центра (Charlie Don’t Surf)
Из Modern Warfare 2
- Погоня по фавелам (The Hornet’s Nest)
4. Песочница
Уровень представляет собой один большой открытый террейн с несколькими зданиями, которые нужно зачистить в любом, либо указанном порядке.

Структура уровня — Песочница
Примеры:
Из Modern Warfare
- Зачистить здания в любом порядке (Safehouse)
Из Modern Warfare 2
- Бегаем от здания к зданию (Бургер Таун, кофейня, ресторан) и уничтожаем волны врагов (Wolverines!)
5. Веселые горки
Линейная секция, в которой игрок расстреливает цели из какого-либо движущегося транспортного средства.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Миниган с вертолета (Shock and Awe),
- Финальная погоня на джипе по автостраде (Game Over).
Из Modern Warfare2
- Едем по городу на хаммере и стреляем из минигана(Team Player),
- Побег с авиабазы на снегоходах (Cliffhanger),
- Обстрел тюрьмы из минигана с вертолета (The Gulag),
- Обстрел мемориала из минигана вертолета (Of Their Own Accord),
- Поездка на джипе по кладбищу самолетов (The Enemy of My Enemy),
- Погоня на лодке в финале (Endgame).
Из Modern Warfare 3
- Полет на вертолете и стрельба с минигана в Нью Йорке (Black Tuesday),
- Поездка на подводных скутерах до субмарины и побег с неё на надувной лодке (Hunter Killer),
- Погоня в лондонском метро (Mind the Gap),
- Погоня на машине за информатором (Bag & Drag),
- Поездка на танке по Гамбургу и стрельба из минигана (Goal Post).
Чем развлекают игрока?
Разнообразие геймплея достигается за счет большого количества геймплейных сценариев.
1. Снайперим с фиксированной позиции
Игрок частично обездвижен и ведет огонь из снайперской винтовки, прикрывая продвижение напарников.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Обстреливаем деревню с возвышенности (Blackout),
- Снайперим с крыши отеля в Припяти (One Shot, One Kill),
- Засада на сына Закаева — снайперим с башни (The Sins of the Father).
Из Modern Warfare 2
- Cнайперим с угла здания отеля (Of Their Own Accord).
Из Modern Warfare 3
- Cнайперим с крыши здания в Нью Йорке (Black Tuesday),
- Прикрываем напарников с башни (Back on the Grid),
- Прикрываем Прайса в отеле (Blood Brothers),
- Прикрываем группу штурмовиков с небоскреба (Scorched Earth),
2. Дистанционный обстрел
Игроку дают пострелять по целям с воздуха, либо с земли при помощи дистанционных средств (самолет АС130, вертолет, управляемая ракета, робот с пулеметом).
Примеры:
Из Modern Warfare
- Прикрываем группу с борта самолета АС-130 (Death from Above).
Из Modern Warfare 2
- Предатор дрон у Бургер Таун (Wolverines!),
- Подсветка целей лазером (Exodus),
- Предатор дрон на базе подлодок (Contingency).
Из Modern Warfare 3
- Предатор дрон на крыше (Black Tuesday),
- Управление наземным дроном (Persona
Non Grata), - Дают пострелять с вертолета (Return to Sender),
- Прикрываем группу с борта самолета АС-130 (Iron Lady),
- Предатор дрон в котловане (Down the Rabbit Hole)
3. Стэлс с напарником
Игрок скрытно пробирается в тыл врага вместе с напарниками следуя их указаниям. Привлечение внимание врага вызывает провал миссии, либо несколько волн врагов.
Этот сценарий включает в себя ряд действий:
- Одновременно с напарником снимаем врагов из снайперской винтовки.
- Скрытно проползаем в траве\под машинами.
- Лежим пока враг не пройдет.
- Пробегаем пока враг смотрит в другую сторону и не видит нас.
- Скрытно убиваем ножем подкравшись сзади\сверху с веревки\из воды.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Cнайперы в Припяти (All Ghillied Up),
- Атака фермы (Hunted),
- Зачистка блокпоста (Ultimatum).
Из Modern Warfare 2
- Проникаем на авиабазу (Cliffhanger),
- Стэлс в лесу (Contingency),
- Пещеры в Афганистане (Just like Old Times).
Из Modern Warfare 3
- Стэлс в африканской деревне (Back on the Grid),
- Канализации в Праге, в тылу врага (Eye of the Storm),
- Скрытное проникновение в крепость (Stronghold).
4. Эскорт танка
Игрок продвигается вперед прикрывая\прячась за бронетехникой. Иногда у игрока также есть возможность помечать цели для авиа\артелерийского удара.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Сопровождение танка по улицам Ирака (War Pig).
Из Modern Warfare 2
- Сопровождение БМП и подсветка целей (Exodus).
Из Modern Warfare 3
- Танки на широких улицах в Берлине (Goal Post),
- Танки в Гамбурге (Scorched Earth).
5. Спасение раненного нпс
Игрок тащет на руках раненного напарника, либо игрока медленно волокут по земле и он отстреливается от погони.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Тащим раненного снайпера (One Shot, One Kill),
- Тащим раненного пилота вертолета (Shock and Awe).
Из Modern Warfare 2
- Игрока тащат в вертолет и он отстреливается (Loose Ends).
Из Modern Warfare 3
- Игрок тащит раненного напарника (Blood Brothers),
- Игрока тащат в вертолет он отстреливается (Down the Rabbit Hole).
6. Погоня\Побег
Игрок убегает или преследует противника на время. Как правило, любое промедление ведет к провалу задания.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Побег с тонущего корабля(Crew Expendable),
- Преследование сына Закаева (The Sins of the Father),
Из Modern Warfare 2
- Погоня в фавеллах (Takedown),
- Побег по фавеллам до вертолета (The Hornet’s Nest),
- Побег из ангара до снегоходов (Cliffhanger),
- Побег в лесу под обстрелом из БМП (Contingency),
- Побег из заминированной пещеры (Just Like Old Times)
Из Modern Warfare 3
- Преследование информатора в катакомбах (Bag and Drag),
- Побег из деревни под обстрелом мортиры (Back on the Grid),
- Побег до вертолета (Return to Sender),
- Преследование Макарова на крыше небоскреба (Dust to Dust).
7. Штурм комнаты
Игрок выламывает дверь и отстреливает противников в замедленном времени. Иногда в комнате присутствуют заложники. Чтобы их спасти нужно обязательно завалить врагов находящихся рядом с ними. Встречаются вариации с комнатой заполненной взрывчаткой, в которой один единственный промах ведет к подрыву и провалу миссии.
Примеры:
Из Modern Warfare 2
- Прикрываем напарника в ангаре (Cliffhunger),
- Спасаем заложников на нефтяной платформе (The Only Easy Day… was Yesterday),
- Отстрел противника в тюремных душевых (The Gulag),
- Зачистка особняка (Loose Ends),
- Зачистка пещер в Афганистане (Just Like Old Times).
Из Modern Warfare 3
- Зачистка капитанского мостика на подлодке (Hunter Killer),
- Спасение заложника (Goal Post),
- Спасение заложника (Return to Sender),
- Спасение дочери президента (Scorched Earth),
- Спасение президента в бункере (Down the Rabbit Hole).
8. Мини-игры и драматические сцены от первого лица
Переключение между персонажами позволяет быстро менять локации и создавать драматические сцены от первого лица. Таким образом можно показать одни и те же события с разных перспектив. Миниигры позволяют разнообразить геймплей и добавить интерактивности в некоторые кат-сцены.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Казнь от первого лица (The Coup),
- Выползаем из вертолета в эпицентре ядерного взрыва (Aftermath),
- Подстрелить Закаева в финальной сцене (Game Over).
Из Modern Warfare 2
- Мини-игра с ледорубами (Cliffhanger),
- Драматическая сцена с убийством игрока в конце миссии с аэропортом (No Russian),
- Увернуться от противопехотных мин (Loose Ends),
- Взрыв на орбите EMP-заряда с перспективы космонавта (Second Sun),
- Драматическая сцена с убийством игрока в конце миссии (Loose Ends),
- Вытащить нож и убить Шепарда в финале (Endgame).
Из Modern Warfare 3
- Макаров убивает оперативника и похищает президента (Turbulence),
- Снимаем на камеру терракт (Mind the Gap),
- Убить Макарова в финале игры (Dust to Dust).
9. Мирные прогулки\Передышка
Игрок прогуливается по мирной локации без врагов и смотрит кучу интересных сценок. Цель таких сценариев — создание атмосферы и передышка от стрельбы для игрока.
Примеры:
Из Modern Warfare 2
- Туториал на военной базе (S.S.D.D.),
- Бункер перед штурмом отеля у мемориала (Of Their Own Accord),
Из Modern Warfare 3
- Гуляем по самолету президента (Turbulence).
10. Вау-моменты
Вау-моменты в Modern Warfare являются визитной карточкой игры и служат для подогрева интереса к дальнейшему прохождению. Как правило, это интерактивные кат-сцены не уступающие по зрелищности и драматизму голливудским фильмам.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Падение вертолета и ядерный взрыв (Shock and Awe),
- Крушение вертолета (One Shot, One Kill),
- Обрушение лэп, запуск рокет (Ultimatum),
Из Modern Warfare 2
- Запуск ракет из подлодки (Contingency),
- EMP-заряд и падающие вертолеты (Second Sun),
Из Modern Warfare 3
- Штурм подлодки — затопленные тоннели и тонущие корабли (Hunter Killer),
- Обрушение платформ и падение игрока в реку (Persona Non Grata),
- Крушение самолета (Turbulence),
- Танк проваливается через этажи (Goal Post),
- Крушение поезда в метро (Mind the Gap),
- Падение небоскреба (Scorched Earth),
- Падение эйфелевой башни (Iron Lady),
- Вертолет обстреливает этаж (Dust to Dust).
11. Зрелищный вход и выход
Большинство уровней начинается и заканчивается впечатляющей кат-сценой демонстрирующей локацию.
Примеры:
Из Modern Warfare
- Прилетаем\улетаем на вертолете (Crew Expendable),
- Поездка на машине перед казнью (The Coup),
- Высадка с вертолета (Charlie Don’t Surf),
- Прилетаем\улетаем на вертолете (Shock and Awe),
Из Modern Warfare 2
- Приплываем под водой и улетаем на вертолете (The Only Easy Day… was Yesterday),
- Прилетаем и улетаем на вертолете (The Gulag),
Из Modern Warfare 3
- Приплываем под водой, улетаем на вертолете (Hunter Killer),
- Высадка с вертолета (Goal Post),
- Спускаемся на крыши с вертолета (Bag and Drag),
- Улетаем на вертолете (Iron Lady),
- Спускаемся на парашюте, прыгаем со скалы на парашюте в финале (Stronghold),
- Подлетаем на вертолете, который сбивают (Scorched Earth),
- Побег на вертолете из шахты (Down the Rabbit Hole).
12. Классика
Помимо всего перечисленного выше в игре также используют классические фишки, которые можно часто встретить во многих шутерах.
- Темные места на уровнях для использования прибора ночного видения.
- Задымления на уровнях для использования термооптики и противогазов.
- Стационарные пулеметы и мортиры.
- Задания по уничтожению техники из РПГ, Стингеров и Джавелинов.
- Баллистические щиты (играем против врагов со щитами, либо используем сами).
- Спуск или подъем на веревке.
- Собаки в качестве врагов. Передвигаются быстро, если не подстрелить, то дают последний шанс зарезать ножем.
- Враги стреляют из-за закрытых дверей и прячутся за укрытиями.
Итого
При ближайшем рассмотрении очевидно, что все последующие игры серии Call of Duty (вроде Black Ops, Black Ops 2 и т.д.) созданы по канонам оригинальной трилогии Modern Warfare.
Вы решили сделать синглплеерный уровень с линейной структурой, большим количеством запоминающихся моментов и напряженным действием? Поучитесь этому у Modern Warfare. ;)