Создание компьютерных игр — дело непростое. В наши дни это довольно комплексный и трудоёмкий процесс, который включает в себя участие целой команды разработчиков. Как правило, это специалисты в самых различных областях, каждый из которых играет свою роль в общем деле — сборке сложного механизма под названием компьютерная игра.

Чтобы выяснить, что такое дизайн уровней, давайте обратимся к основам создания любой игры и определим, какое место занимает дизайнер уровней в процессе разработки.

На трех китах

Разработка любой игры основывается на трех базовых элементах — игровой концепции, технологии и визуальном стиле. Словно три кита, держащие на себе мир, эти три элемента символизируют незыблемую опору, без которой реализация игрового проекта не представляется возможной.

Первым элементом является игровая концепция, которая определяет правила игры и механику взаимодействия игрока с виртуальным миром. Как быстро игрок бегает и как высоко он прыгает? Какие препятствия и каких персонажей он встретит на своём пути? Каким образом он будет с ними взаимодействовать? Как работает интерфейс игры? На все эти вопросы отвечает гейм дизайнер (от англ. «game designer» — проектировщик игры), именно он и занимается созданием игровой концепции. В гейм дизайне существует разделение на несколько специальностей, среди которых основными являются дизайнер игровой механики, дизайнер уровней, дизайнер игрового интерфейса и сценарист.

Второй элемент — это технология, которая представляет собой техническую базу для реализации игры. Основной функционал обеспечивает игровой движок, а дополнительные инструменты позволяют дизайнерам и художникам создавать и редактировать содержимое игры. Созданием технологии, инструментария, а так же реализацией игрового функционала и механики обычно занимаются программисты, без которых любые, даже самые смелые идеи геймдизайнера так и останутся на бумаге.

Третий базовый элемент, лежащий в основе любой игры, — это визуальный стиль. Его созданием занимается широкий круг художников, работающих в самых различных областях компьютерной графики. Например, концепт-художники создадут уникальный облик игрового мира. Виртуальные скульпторы слепят модели персонажей, аниматоры «оживят» их, придав каждому движению свой неповторимый характер. А художники по игровому окружению создадут все необходимые детали для декорирования уровней и наполнят его спецэффектами.

Все эти три элемента в совокупности служат одной цели — созданию игрового процесса, направленного на развлечение игрока.

Что такое геймплей?

Для обозначения процесса взаимодействия игрока с игрой существует специальный термин «геймплей» (от англ. «gameplay» — процесс игры), который используется для описания игровой механики. Геймплей — это то, что отличает компьютерную игру от таких неинтерактивных видов развлечений, как книги, или кино. Смотря кино, или читая книгу, человек является лишь сторонним наблюдателем. В случае с геймплеем мы получаем возможность взаимодействовать с игрой, решая поставленные геймдизайнером задачи при помощи игровой механики.

В любой игре можно выделить два основополагающих типа геймплея — геймплей, составляющий ядро игры, и геймплей на уровнях. В английской терминологии эти два типа чаще всего называют «core gameplay» и «level gameplay».

Геймплей, составляющий ядро игры (core gameplay) — это набор правил и механик, которые игра предлагает игроку по умолчанию. Например, этот тип геймплея определяет основные параметры здоровья игроков, скорость их передвижения и то, как они взаимодейсвтуют друг с другом. Также сюда можно отнести все правила, описывающие условия победы или поражения, и задачи, которые игроки должны решить, чтобы преуспеть в игре. Все эти основные правила создаются геймдизайнерами и являются отправной точкой для работы дизайнера уровней.

Геймплей на уровнях (level gameplay) — это дополнительный набор игровых механик, который вносит разнообразие в базовый геймплей (core gameplay). Дизайнер уровней не может повлиять на основные правила игры, установленные геймдизайнерами, поэтому его задача — оперируя настройками игрового мира, развить и разнообразить основной геймплей за счет создания большого количества игровых ситуаций в мире игры.

Образно говоря, дизайнер уровней создает игровую площадку, наполенную игрушками. Бросая в «виртуальную песочницу» те или иные «игрушки», дизайнер создает разнообразные ситуации и дарит игрокам уникальный игровой опыт. Хороший пример уровня без геймплея — пустая «коробка», в которой игрок может использовать только игровую механику, данную ему по умолчанию (core gameplay), то есть бегать, прыгать и стрелять.

В играх-стратегиях уровни называют картами (от англ. «map»), где геймплей создается за счет различных особенностей ланшафта, местоположения игроков и ценных ресурсов. В гонках уровни представляют собой трассы с большим разнообразием маршрутов и препятствий на них. В приключенческих играх геймплей строится на том, какие препятствия, ловушки, головоломки и враги встретятся игроку. Таким образом, в играх разных жанров уровни по своей структуре и внешнему виду могут кардинально отличаться друг от друга и носить различные названия (карты, миссии, зоны, этапы, задания), но вместе с тем выполнять одну и ту же функцию — дополнять, развивать и создавать вариативность базовому геймплею.

Итак, рассмотрев ключевые элементы процесса разработки компьютерной игры, мы выяснили, что в индустрии видеоигр существует специальная отрасль под названием «дизайн уровней», занимающаяся разработкой игровых уровней. А дизайнер уровней — это разновидность геймдизайнера, который при помощи специального инструментария создает геймплей на уровнях, позволяющий основной игровой механике раскрыть весь свой потенциал и подарить игроку интересный игровой опыт.

ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЕЕ >