Сегодня хочу поговорить о «механизмах безопасности», на которые можно наткнуться почти в каждой второй игре. Скорее всего, вы их много раз встречали, но никогда не придавали им большого значения. На самом деле их роль велика, т.к. они дают игроку право на ошибку.

В головоломках, основанных на манипуляциях с объектами, всегда существует риск того, что игрок совершит ошибку и нечаянно утратит ключевой для решения задачи предмет. Таким нехитрым образом он может легко сломать прохождение, в результате чего уровень придется перезапускать сначала.

Поэтому дизайнер головоломки должен предусмотреть все возможные ошибки игрока и свести их появление к минимуму. В самых крайних случаях ему необходимо создать специальный «механизм безопасности», позволяющий не наказывать игрока за ошибку. Рассмотрим несколько примеров того, как это реализуется на практике.

Если вы делаете препятствие, для устранения которого обязательно потребуются боеприпасы, мана или отмычка, то необходимо предусмотреть способ их восполнения.

На одном из уровней в BioShock Infinite (2013, Irrational Games) игрок должен открыть ворота, подключенные к генератору. Запитать его можно только при помощи сверхспособности к извержению молний. Но что делать, если игрок уже потратил всю свою энергию и ему нечем запустить генератор? На этот случай дизайнеры предусмотрительно разместили по соседству автомат, в котором можно бесплатно «подзарядиться».

Похожая головоломка встречается на уровне из дополнения Burial at Sea. В ней игроку нужно заморозить мощный поток воды, чтобы в дальнейшем использовать его в качестве моста.

«Механизм безопасности» работает следующим образом — как только игрок тратит всю свою энергию, из мусорного бачка по соседству выпрыгивает бутылочка для «подзарядки».

Аналогичный трюк используют разработчики Tomb Raider (2013, Crystal Dynamics). У препятствий, которые можно разрушить только дробовиком, дизайнеры прячут коробку самовосполняющихся патронов. Прежде чем выдавать халяву, игра проверяет два условия — существует ли препятствие и закончились ли у игрока боеприпасы от дробовика.

В одном из эпизодов из Tomb Raider (2013, Crystal Dynamics) главная героиня натыкается на застрявший в кронах деревьев самолет, преграждающий путь в гробницу. Чтобы спустить его вниз, игрок должен сжечь трухлявые стволы деревьев при помощи керосиновых ламп. В случае утраты всех ламп, они магическим образом появляются снова на своих изначальных позициях. Само собой, предметы материализуются только «за кадром» — в моменты, когда игрок отводит взгляд в сторону.

В The Last Guardian (2016, Team Ico) встречаются места, где по сюжету требуется накормить гигантского зверя. Для этого мальчику нужно отыскать бочку с питательной субстанцией. На одной из локаций гигант Трико лежит рядом с пропастью и, если игрок сделает неудачный бросок, то важный для прохождения предмет можно легко утратить.

Не дать игре зайти в тупик снова помогает знакомый нам трюк, который телепортирует утраченную бочку на исходную позицию. Таким образом, прохождение не ломается, а за новым лакомством для голодного зверя всегда можно сбегать еще раз.

Таким образом, создавая головоломку, старайтесь предусмотреть все возможные ошибки игрока и, если потребуется, смягчить их последствия «механизмом безопасности».