Прохождение Wolfenstein II: The New Colossus далось мне с трудом. Это как раз тот случай, когда неверные дизайнерские решения превращают игровой процесс в пытку. Давайте вместе разберемся, какие ошибки дизайнеров уровней The New Colossus лучше не повторять?

Что понравилось?

Скажу сразу — мне очень нравится игровая вселенная Wolfenstein, её колоритные персонажи и общая атмосфера безумия. Сценаристы умудрились впихнуть в игру огромное количество диалогов, текстовых записок и стильных кат-сцен, в которых всего в меру — жести, юмора, романтики и драмы.

Помимо этого, разработчики по праву могут гордиться несколькими действительно уникальными эпизодами (поездка на инвалидной коляске с автоматом наперевес, парад победы нацистов в маленьком американском городке, кастинг на роль Бласковица у Гитлера, телестудия с бутафорской аудиторией и т.д.).

В общем, в плане атмосферы и сюжета игра не подкачала, сценаристы и художники справились со своей работой на отлично, накал безумия в The New Colossus не хуже чем в The New Order.

А вот с геймплеем, к сожалению, не заладилось. Уровни кишат примитивнейшими ошибками, которые портят общее впечатление от достаточно неплохой игры. Собственно, о каких проблемах идет речь?

беспомощные враги

Проблема первая — дизайн уровней Wolfenstein II: The New Colossus позволяет эксплуатировать уязвимости искусственного интеллекта (ИИ).

Проще говоря — практически на каждой локации есть закоулки, засев в которые можно безнаказанно расстреливать толпы противников. Это либо комнаты, в которые крупный ИИ не может попасть (потому что не проходит по габаритам через маленькую дверь), либо зоны, куда ИИ не в состоянии зайти по причине отсутствия навигационных маркеров.

Примеры уязвимостей: 1. ИИ не может переходить из одного вагона поезда в другой. 2. От врагов можно легко спрятаться, если забраться под лестницу. 3. Маленький дверной проход не позволяет зайти в комнату крупногабаритным противникам.

wolfenstein_2_ai_exploit

В итоге, враги становятся беспомощными в своих попытках достать игрока. Ситуация и вовсе становится абсурдной, если на уровне объявлена тревога. Со всей локации к окопавшемуся игроку сбегаются толпы несчастных болванчиков и выстраиваются в очередь на убой. Это серьезный косяк дизайнеров уровней, который по сути делает бессмысленной всю их работу по созданию интересной планировки, а также обесценивает все достижения программистов ИИ.

Как исправить проблему? Нужно делать так, чтобы ИИ мог достать игрока в любой точке уровня (выкурить гранатами, зайти в тыл через дополнительные двери и т.д.).

мнимая вариативность

Проблема вторая — дизайн уровней The New Colossus в силу своей линейности не дает раскрыться специальным способностям (сжимающий корсет, силовые скобы, боевые ходули).

Похоже, что уровни изначально проектировались без учета специальных способностей, а их внедрение произошло только на самом позднем этапе разработки.

В теории фишка со способностями безусловно классная — в зависимости от выбранного гаджета, мы якобы можем пройти уровень по-разному. Только вот на практике способности не открывают никаких альтернативных маршрутов, как это было в Dishonored, Prey или Deus Ex.

В большинстве случаев движение максимально линейно и препятствия, преодоление которых требует воспользоваться гаджетом, находятся в прямом смысле рядом друг с другом.

Таким образом, перепроходить уровень ради того, чтобы опробовать разные способности попросту нет смысла.

Как решить проблему? Гаджеты должны открывать доступ к альтернативным маршрутам, которые позволят проходить уровень разными способами.

Непостоянство визуального языка

Проблема третья — непостоянство визуального языка в Wolfenstein II вводит игрока в заблуждение по поводу того, какой элемент окружения интерактивен, а какой нет.

На первый взгляд кажется, что разработчики понимают, что интерактивные объекты нужно обязательно маркировать одним цветом, чтобы игроку было понятно на что именно нужно обратить внимание. Посмотрите на изображение ниже — ящики с полезными предметами, разбиваемые решетки, разрушаемые двери и вентили окрашивают ярко желтым цветом. Всё же в порядке, в чем тогда проблема?

wolfenstein_2_vis_lang

Дело в том, что разработчики знакомят игрока с визуальным языком, а затем плюют на свои же правила, самым бессовестным образом нарушая принцип постоянства (похожая проблема встречалась в The Last Guardian).

Например, визуальные подсказки в местах применения боевых ходуль периодически меняют свой цвет (желтый, оранжевый), а в некоторых случаях маркировка и вовсе отсутствует.

wolfenstein_2_vis_lang_problems

С точками применения сжимающего корсета также приключилась какая-то нелепица. Сначала игрока учат тому, что он может применить эту способность на круглых отверстиях, помеченных ярко желтым. Затем отверстия становятся прямоугольными, а в дальнейшем желтая маркировка исчезает.

На уровне со станцией на Венере и вовсе есть место, где игрок должен каким-то образом догадаться пролезть под заблокированной дверью через незаметную лазейку. Само собой, никаких визуальных подсказок там и близко нет.

wolfenstein_2_vis_lang_problems2

К сожалению, ярко желтый цвет используется не только для маркировки интерактивных объектов. Этот досадный факт привел к тому, что все важные объекты на фоне многочисленных желтых лестниц, поручней и стен стали практически нечитаемыми. Так делать ни в коем случае нельзя.

wolfenstein_2_vis_lang_problems3

Как исправить проблему? Визуальный язык работает только тогда, когда соблюдается принцип постоянства. Для быстрого «чтения» окружения у игрока должна выработаться четкая ассоциация между внешним видом интерактивного объекта (эксклюзивный цвет, особая форма) и его функцией (механика взаимодействия).

запутанная навигация

Проблема четвертая — навигационные подсказки в Wolfenstein II: The New Colossus попросту не работают.

В дизайне уровней существует большое количество способов интеграции навигационных подсказок в игровое окружение. Один из самых популярных трюков — размещение ярких источников света по маршруту следования игрока и подсвечивание важных интерактивных объектов (двери, люки, рубильники и т.д.).

Так вот, похоже что художники по освещению размещали источники света, руководствуясь не нуждами геймплея, а ради эффектной картинки. Бывалых игроков это приведет в бешенство, а новички подумают, что игра слишком сложная и запутанная.

Парочка примеров: 1. Здесь может показаться, что при помощи ярких ламп слева наше внимание привлекают к входу в здание. На самом деле это тупик и игроку нужно совершенно в другую сторону. 2. В тоннеле зачем-то подсветили запертую дверь.

wolfenstein_2_nav_problems1

Определить с дистанции, какая дверь заперта, а какая открывается совершенно нереально. Визуально они ничем не отличаются друг от друга.

wolfenstein_2_vis_lang_problems4

Проблему с неочевидным статусом дверей можно было бы также решить при помощи освещения. Например, в DOOM (2016) активные двери подсвечивают зеленой лампочкой, а запертые — красной.

Итого

Готов поспорить, что общее впечатление от Wolfenstein II: The New Colossus могло быть гораздо лучше, если бы разработчики не наделали столько банальных ошибок. Покупать игру не рекомендую. Лучше перепройдите The New Order, он в плане геймплея гораздо веселей.