Недавно закончил прохождение всех четырех игр серии Gears of War с целью внимательным образом изучить их дизайн уровней. Больше всего мне было интересно разобраться с тем, какими методами пользовались дизайнеры при создании интересного боевого опыта в одиночной кампании.

Cтруктура уровней

По свой структуре большинство уровней GoW линейны и игрок равномерно движется от одной секции к другой.

Геймплей чередуется спокойными «мирными» локациями для исследования и боевыми секциями-аренами с насыщенным действием.

Помимо этого на пути движения игрока обязательно встречаются разного рода препятствия, с которыми нужно постоянно взаимодействовать (перепрыгивание укрытий, выпинывание дверей, спиливание замков, уничтожение паутины, тушение пожара огнетушителем и т.д.).

В «мирных» секциях игрок слушает сюжетную болтовню между напарниками и радиосообщения, а также исследует локацию на предмет подбираемых объектов (боеприпасы, оружие, коллекционные предметы).

На время сражения игрока «запирают» на поле боя отсекая пути назад внезапно возникающими физическими препятствиями (завалы, пожары, закрывающиеся двери и т.д.) или односторонним движением (игрок спрыгивает с возвышенности вниз).

Продвижение к следующей секции возможно только при уничтожении всех вражеских сил — обычно выход с арены открывается с финальной порцией противника (эффектное появление с выламыванием дверей).

Cтруктура поля боя

Каждое поле боя имеет ярко выраженную линию фронта и обходы с флангов. Структуру поля боя можно охарактеризовать схемой ниже:

Структура поля боя

Линия фронта может быть непроходимой, создавая тем самым интересные бои на дистанции.

Примеры: 

По линии фронта часто работает снайпер, пулеметное гнездо или мортира. Это обстоятельство всегда вынуждает игрока использовать заходы с фланга.

Примеры: 

Заход с фланга всегда позволяет игроку атаковать самое уязвимое место противника (ударить сбоку снайпера\пулеметчика, либо пробраться незамеченным в тыл) или активировать ловушку (опустить динамические укрытия, взорвать канистру, включить электрошок). Иногда фланговые пути блокируются при помощи ловушек (мины, колючая проволока, автоматические турели).

Примеры

Вариативность игровых ситуаций на поле боя создается за счет разницы в дистанции (коридоры, пустыри), оружия (дальний, ближний бой) и степени вертикальности (перестрелки между разными этажами — когда одна из сторон находится в «колодце»).

Примеры:

Кооператив

Немаловажной составляющей Gears of War является кооперативное прохождение игры. Это очень хорошо отражено в дизайне некоторых уровней, где группу из четырех игроков физически разделяют на пары и ставят в определенные условия, выживание в которых невозможно без слаженной командной игры.

Примеры

  • Одна пара штурмует в лоб пулеметное гнездо, в то время как другая заходит с фланга.
  • Одна пара идет по улице, другая в здании этажом выше, имея возможность прикрывать друг-друга.
  • Команды идут по крышам зданий разделенных улицей, параллельно прикрывая друг друга на дистанции. (GoW2)
  • Один игрок отключает систему самозащиты, в то время как другой пробегает до конца коридора. (GoW2)
  • Один игрок ведет огонь из стационарного пулемета, прикрывая напарников, которые прорываются к выходу.
  • Один игрок крутит колесо и тем самым двигает плот, в то время как другой отстреливаются от врагов. (GoW)
  • Один игрок открывает двери и включает динамические укрытия, другой проходит далее к выходу.
  • Один игрок контролирует кран, чтобы переправить другого через пропасть. (GoW2)

Кроме того в игре существуют интересные решения, принуждающие двух игроков работать в связке.

Примеры

Игровые сценарии

1. Атмосферная прогулка по лагерю дружественных NPC с болтовней, либо исследование заброшенной локации с выстраиванием напряженной и гнетущей атмосферы.

Примеры

2. Эскорт гигантского транспортного средства и оборона его от волн врагов.

Примеры

3. Штурм высоты. Игрок с напарниками штурмуют укрепления врага, который имеет преимущество за счет того, что находится на возвышенности.

Примеры

4. Оборона позиции в течении определенного времени с прикрытием разных направлений от волн врагов.

Примеры

5. Прямолинейное движение по кишке (спуски вниз, подъемы вверх).

Примеры

6. Пробежки на скорость от одной точки до другой.

Примеры

7. Поездка на управляемом транспортном средстве (машина, Брумак, летающий Ривер).

Примеры

8. Тир на колесах. Игрок не управляет транспортным средством, но может вести огонь со стационарного пулемета.

Примеры

9. Скольжение по тросу вниз со стрельбой по препятствиям.

Примеры

10. Движущиеся платформы. Отражение атак противника на движущихся платформах.

Примеры

11. Лифты (подъем и спуск)

Примеры

12. Обезвредить\заложить заряды с взрывчаткой.

Примеры

13. Стелс. Бесшумное проникновение на территорию противника и ликвидация всех часовых, которые могут поднять тревогу.

Примеры

14. Плохая видимость. Разнообразие в сражения также вносятся за счет сокращения видимости игрока (битвы в темноте, тумане, пыли).

Примеры

15. Специальное тяжелое вооружение для уничтожения больших целей (монстров\баржей), а также стационарные пулеметы.

Примеры

16. Использование экзоскелетов с крутыми пушками, и погрузчиков для переноса груза и выпинывания препятствий.

Примеры

Разновидности укрытий

  • Неразрушаемые укрытия (высокие в полный рост, низкие вприсядку)
  • Разрушаемые укрытия (деревянная мебель, ящики)
  • Ненадежные взрывающиеся укрытия (машины, канистры, баки).
  • Толкаемые укрытия (тележки и машины позволяющие пройти пустырь под обстрелом пулеметов или снайперов)
  • Двигающиеся сами по себе укрытия (бронированная гусеница в пещере).
  • Динамические укрытия (включаемые игроком при помощи рубильника, либо хаотично возникающие по сценарию, либо создаваемые игроком за счет разрушения элементов окружения).
  • Переносные пуленепробиваемые щиты и живые щиты из захваченных противников.

Вариации противников

Прежде чем отправить врага в бой, его обязательно представляют игроку. Так, большинство врагов эффектно выпрыгивают из под земли, выламывают двери, взрывают стены, закидывают крюки, карабкаются по веревкам, десантируются с крыши, выбегают из прибывающего вагона поезда, лифтов и т.д.

В игре существует большое разнообразие противников, каждый из которых требует особого подхода.

Легкий класс

  • С оружием ближнего боя, рукопашный бой
  • Камикадзе (взрывающиеся при контакте)
  • Снайперы
  • Летающие камикадзе
  • Летающие пулеметы
  • Монстры бегающие по потолку

Средний класс

  • С оружием для среднего боя и пилой для рукопашной
  • Носящие дополнительную защиту
  • Использующие стационарные пулеметы
  • Мутирующий противник (разделение на части) с уязвимым местом.
  • Снайперы с мощной пушкой (убивающей с одного выстрела)
  • Многоножки уязвимые только со стороны хвоста
  • Пауки передвигающиеся под землей

Тяжелый класс

  • Вооруженные оружием для ближнего боя
  • С щитами и пистолетами-пулеметами
  • Вооруженные пулеметами
  • Вооруженные гранатометами
  • Бронированный монстр уязвимый только к взрывчатке
  • Наездники на летающих монстрах
  • Наездники на бегающих монстрах

Боссы

В играх встречаются несколько интересных боссов, схватки с которыми строятся на основных игровых механиках (бензопила, стрельба, перемещение между укрытиями и использование специального тяжелого вооружения).

  • Слепой бесеркер — монстр, который с разбегу пробивает стены и пытается затоптать игрока. Обычным стрелковым оружием его не уничтожить. Поэтому, чтобы победить, нужно постоянно увертываться от его атак и наносить урон при помощи лазерного целеуказателя. (GoW)
  • Элитный локуст с птицами — чтобы победить его, игроку нужно постоянно держаться на свету вовремя его атак и одновременно наносить урон из стрелкового оружия. (GoW)
  • Гигантский паук — уничтожить его из простого стрелкового оружия невозможно. Для победы необходимо сначала оттеснить паука на специальную платформу, чтобы затем сбросить его в пропасть при помощи активации рубильника. (GoW)
  • Гигантский спрут — игрок находится на плавучей платформе. Периодически лодку обвивают щупальца, которые нужно отпиливать бензопилой. После этого необходимо стрелять сначала в глаза, а затем в язык, чтобы потом забросить ему несколько гранат прямо в рот. (GoW2)
  • Королева локустов на летающем жуке — сначала нужно стрелять по летающему жуку, для того, чтобы сбить его, а затем добивать её при помощи наведения лазерного целеуказателя. (GoW3)

Крутые геймплейные находки

Одной из самых ярких особенностей игр Gears of War является наличие большого количества геймплейных находок, которые позволили создать ощущение интересного, впечатляющего и запоминающееся приключения.

  • Птицы сжирающие во тьме. Главный герой исследует ночной город, наводненный жуткими летающими тварями, которые атакуют игрока, сразу же, как только он оказывается в темноте. Поэтому ему нужно искать и поджигать канистры, включать свет, толкать горящую машину, либо держать напарника в прожекторе, который идет до генератора. (GoW)
  • Проваливающийся деревянный пол и яма с монстрами. Чтобы пройти участок, игроку нужно внимательно смотреть под ноги, иначе он провалится под пол, где его ожидают толпы монстров. (GoW)
  • Уровень внутри червя. Действие уровня происходит внутри гигантского червя. Игрок пробирается по организму к сердцу, чтобы перепилить жизненно-важные артерии. Помимо этого, на пути встречаются гигантские зубы перемалывающие пищу, струи желудочной кислоты и многочисленные паразиты. (GoW2)
  • Бритвенный дождь, Главного героя настигает шторм с острыми кусками льда падающими с неба. Игрок может выжить только под навесом или переносным щитом. (GoW2)
  • Разрушенное здание лежит на боку и главный герой использует лифт в качестве тележки. (GoW2)
  • Находясь на гигантском движущемся грузовике, главному герою нужно быстро застрелить водителя соседнего грузовика перед мостом, иначе он столкнет игрока в пропасть. (GoW2)
  • Улицы разрушенного войной города усеяны многочисленными  с статуями из пепла. Одна из статуй оказывается маскирующимся человеком, которого преследует игрок, походя через череду опасных ловушек. (GoW3)

Итого

Итого, для всех интересующихся дизайном уровней для шутеров, очень советую внимательным образом изучить Gears of War. Уверен, что вы обязательно откроете для себя много интересного.