Левел дизайн (от англ. «level design» — дизайн уровней) является центральным элементом компьютерной игры, который совмещает в себе десятки различных аспектов, таких как геймплей, архитектура, освещение, спецэффекты, звук и многое другое. Именно совокупность всех этих аспектов делает процесс разработки уровней таким комплексным и трудоемким.

Дизайнера уровней можно сравнить с поваром, который, зная в совершенстве рецепт приготовления, умело смешивает все составляющие, получая в итоге вкусное блюдо. В процессе разработки именно «проектировщик уровней» играет роль центра, в котором результаты труда всех разработчиков объединяются и склеиваются в единое целое. Всё это требует от него особых навыков и знаний, о которых мы поговорим ниже.

Какими навыками должен обладать дизайнер уровней?

Прежде всего, для максимально продуктивной генерации идей, дизайнер должен обладать развитым кругозором и наблюдательностью. Чем больше человек впитывает в себя информации, тем больше вероятность создать что-то новое и интересное, оперируя уже имеющимися данными.

Любознательность поможет накопить багаж знаний в самых различных сферах жизни, которые обязательно пригодятся в процессе создания уровней. Например, чтобы сделать свой игровой мир правдоподобным и разнообразным, очень полезны знания в области архитектуры, градостроения, фортификации и т.д.

Для понимания особенностей человеческого восприятия, желательно познакомиться с базовыми принципами изобразительного искусства, такими как композиция, теория цвета и света. Также не помешают основы психологии восприятия. Например, можно учитывать то, какие эмоции рождают у людей различные геометрические формы и цвета, тем самым создавая более впечатляющий игровой опыт.

Очень важно развивать образное мышление. Обычно новичкам довольно сложно представить планировку своего уровня целиком, поэтому навыки рисования помогут оформить концепт будущего уровня в виде простейших зарисовок.

Дизайнер уровней должен четко представлять, как различные аспекты уровня могут повлиять на геймплей и какие механизмы делают процесс игры интересным, веселым и увлекательным. Для этого нужно постоянно играть и анализировать другие игры, чтобы выяснить, что там получилось хорошо, а что плохо. Но, самое главное, учась на чужих ошибках, нужно стремиться к пониманию того, каким образом сделать свою игру лучше.

Большинство редакторов уровней работают по одним и тем же принципам, поэтому для того, чтобы инструментарий давался легко, желательно сначала овладеть базовыми навыками работы с популярными пакетами трехмерного моделирования. Моделирование также пригодится для прототипирования и создания простейшей геометрии, которая послужит отправной точкой для будущего уровня.

Навыки, перечисленные выше, помогут вам в полной мере овладеть профессией дизайнера уровней. Самое главное, чтобы было желание придумывать интересные и затягивающие игровые миры и вдыхать в них жизнь.

Что входит в обязанности дизайнера уровней?

Количество обязанностей напрямую зависит от размера команды. Чем меньше команда, тем больший объем работ ложится на плечи дизайнера уровней.

В больших компаниях уже давно практикуется разделение труда, когда процесс работы над одним уровенем делится на части, каждую из которых выполняет тот или иной специалист. Например, одни дизайнеры создают геометрию игрового мира, другие размещают на уровнях искусственный интеллект, третие настраивают игровые события и т.д. Такой метод позволяет создавать большие и технически сложные уровни в максимально короткие сроки.

В маленьких компаниях дизайнер уровней имеет больше обязанностей, что требует от него больше знаний, технических навыков и опыта. Вместе с тем, у него появляется возможность контролировать все аспекты создания уровня, что приводит к более целостному результату. Соотвественно, чем меньше человек работает над одним проектом, тем больше времени приходится тратить на его производство.

Процесс разработки уровня включает в себя определенный цикл работ, среди которых можно выделить несколько этапов.

Первый этап — мозговой штурм и планирование. На этом этапе дизайнер занимается поиском интересных локаций в контексте разрабатываемой игровой вселенной. Для иллюстрации идеи формируется подборка фото- и видеоматериала. Затем рисуется схематичный план и пишется документ, детально описывающий игровой процесс, ключевые задания, а также все необходимые составляющие будущего уровня (геометрия локаций, объекты для детализации, эффекты, звуки и т.д.).

Второй этап — создание играбельного прототипа. Для дизайнера уровней это один из самых важных этапов, так как именно в это время закладываются основы того, как будет играться и выглядеть финальный уровень. Разработка прототипа необходима для тестировния геймплея на самой ранней стадии. Такой подход позволяет легко и без особых затрат менять форму уровня, а также вносить улучшения, не беспокоясь о создании визуальной части. Как правило, самая первая версия представляет собой простые геометрические формы, обозначающие игровое пространство. Далее настраивается необходимый рабочий функционал, чтобы затем можно было сразу же приступить к тестированию геймплея. После активного тестирования и внесения финальных изменений геймплей на уровне утверждается и начинается следующий этап разработки.

Третий этап — создание прототипа основной геометрии уровня. Совместно с художниками дизайнер создает временные модели всех необходимых объектов и размещает их на уровне. Это делается для того, чтобы обозначить необходимый объем работ, а также определить, какие объекты можно многократно переиспользовать в целях экономии ресурсов. Также на этом этапе для всей геометрии создается физическая оболочка, которая позволит игроку корректно перемещаться по игровому миру не выпадая за пределы уровня.

Четвертый этап — создание финальной версии уровня. На этом этапе результаты работы всех участников команды попадают в руки дизайнера, который собирает окончательную версию уровня. Вся временная геометрия заменяется на законченную, настраивается освещение, размещаются спецэффекты и озвучка. Далее проводится оптимизация производительности, которая заключается в том, чтобы уровень не тормозил на слабых компьютерах. Обычно для оптимизации под разные конфигурации компьютеров настраивается дистанция отрисовки геометрии уровня, меняется качество отображения моделей персонажей, спецэффектов, теней и т.д.

Разработка уровня заканчивается активным тестированием финальной версии и исправлением найденных ошибок. После этого весь цикл повторяется снова.

Как стать хорошим дизайнером уровней?

С каждым днем игровая индустрия динамично развивается и меняется. Поэтому для того, чтобы оставаться конкурентноспособным в своей сфере деятельности, дизайнеру уровней необходимо постоянно эволюционировать вместе с индустрией.

Нужно отсматривать все новинки, которые выходят на рынок и анализировать их геймплей. Это поможет дизайнеру быть в курсе современного дизайна уровней, подсмотреть интересные идеи и вдохновиться работами коллег.

Следует постоянно совершенствовать теорию дизайна уровней, интересоваться литературой по теме о том, как наиболее эффективно построить свою работу и создавать максимально интересный геймплей. Если вы работаете с более опытными коллегами — не стесняйтесь учиться у них. Новые знания никогда еще лишними не были.

Необходимо улучшать свои технические навыки. В идеале хороший дизайнер способен сделать уровень самостоятельно от начала до конца. Сюда относится не только геймплей, но и визуальная часть — моделлинг, текстуринг, настройка освещения, цветокоррекция и т.д. Чем больше дизайнер уровней знает и умеет, тем более конкурентноспособной будет его кандидатура на рынке труда.

И, наконец, очень важно воспринимать критику, как инструмент для профессионального роста и улучшения качества своей работы. Даже если вы опытный профессионал, свежий взгляд со стороны всегда может натолкнуть на новые интересные решения.

< НАЗАД | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЕЕ >