Компьютерные игры по своей природе интерактивны. В отличие от книг и кино, в их основе лежит процесс взаимодействия, на удобстве которого строится общее впечатление от игры. Поэтому, для создания увлекательной игры, разработчик должен уделять значительную часть своего времени удобству взаимодействия с каждым ее элементом, будь то пользовательский интерфейс меню, управление персонажем или пространство уровня.

О степени удобства можно судить по наличию или отсутствию раздражителей, вызывающих состояние фрустрации. Неудобное меню, неотзывчивое управление или запутанный уровень — всё это мешает компьютерной игре выполнять ее главную функцию — развлекать игрока.

Представьте, что игра — это инструмент для добычи веселья. Разработчики, которые не ориентируются на удобство пользователя, обречены создать вещь, неспособную выполнить свою главную функцию. Потому что невозможно добыть веселье инструментом, который в процессе работы причиняет боль и страдания своему владельцу. Жизнь непрактичных вещей заканчивается на свалке, а вызывающие раздражение игры никогда не становятся популярными.

Вы хотите, чтобы ваша игра развлекала и приносила удовольствие? Тогда вам придется разобраться с тем, как сделать взаимодействие с ней удобным. 

Пространство и комфорт

Игровое пространство — это то место, где игроки проводят больше всего времени, взаимодействуя с окружением. По этой причине дизайну уровней стоит уделить самое пристальное внимание.

В разработке игр проектированием пространства и режиссурой игровых событий занимается дизайнер уровней. Именно он отвечает за то, чтобы игровой процесс был не только увлекательным, но и удобным.

В дизайне уровней удобство игрового процесса зависит от двух критериев — удобства перемещения по виртуальному миру и качества информации, подаваемой через окружение.

Удобство перемещения обеспечивается созданием условий для максимально плавного, безбарьерного движения. Для этого нужно исключить “застревание управляемого персонажа в текстурах” и свести к минимуму тряску камеры во время движения по ухабистым поверхностям.

Качество информации, которую человек получает из окружения, является важным условием комфортного взаимодействия с виртуальным миром. Основываясь на полученной информации, игрок должен легко определять какая перед ним стоит цель, какие преграды предстоит преодолеть и какие возможности для выполнения задач доступны в текущий момент.

Если встроенной в окружение информации недостаточно, то человек ощущает дискомфорт. Игра кажется непонятной и слишком сложной в освоении. Чтобы такого не произошло, пространство должно быть предельно информативным

Информация полезна только тогда, когда она хорошо заметна и легка для восприятия. В противном случае вся кропотливая работа дизайнера пойдет насмарку. И если с трясущийся камерой еще можно смириться, то отсутствие необходимой для прохождения информации гарантированно поставит игрока в тупик.

Сделать информацию простой, понятной и заметной нам поможет психология человеческого восприятия.

Психология восприятия и дизайн

Если обратиться к таким сферам дизайна, как архитектура, проектирование городской навигации, интерфейсов или вещей, то окажется, что все они без исключения основаны на психологии восприятия. Всё потому, что хороший дизайн строится вокруг того, как человек воспринимает мир и как устроен его мыслительный процесс.

Например, архитектор учитывает особенности восприятия архитектурных форм и пространства для создания безопасной и комфортной среды. Дизайнер дорожной навигации делает путевые знаки яркими и заметными, чтобы водитель мог безошибочно распознать их с большого расстояния. Проектировщик интерфейсов учитывает количество отображаемой на экране информации, выделяя важное и скрывая ненужное. Промышленный дизайнер использует форму объекта, чтобы подсказать пользователю назначение вещи и правильный способ взаимодействия с ней.

Универсальные принципы

Изучение особенностей психологии восприятия привело к появлению ряда универсальных принципов, которые доказали свою эффективность в самых различных сферах дизайна, включая разработку компьютерных игр.

Применительно к проектированию уровней выделяют девять универсальных принципов, позволяющих сделать виртуальное пространство интуитивно понятным, а взаимодействие с его интерактивными элементами удобным.

Далее мы подробно разберем каждый принцип и рассмотрим способы их применения на примерах из популярных игр.

ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЕЕ >