Принцип унылости третьих частей в практически любой игровой трилогии к сожалению не оставил в стороне и Dead Space 3. Тут же вспоминаются Gears of War 3, Uncharted 3, Crysis 3, которые безусловно являются хорошими играми, но в сравнении с предшественниками так и не смогли предложить игроку что-то радикально новое и впечатляющее.

Так почему же Dead Space 3 так и не смог переплюнуть своего предшественника?

Чем пугают?

Детальный разбор методов, которыми пугают игрока в играх серии Dead Space мы уже рассматривали ранее. Из арсенала Dead Space 3 в копилку примеров можно добавить:

  • Непредсказуемое появление врагов. Как правило, враги выламываются из вентиляций, погребальных ящиков с телами, выныривают из под снега на поверхности планеты, также очень часто монстры притворяются мёртвыми до того, как игрок приблизится к ним вплотную. Таким образом создается ощущение непредсказуемости, страха внезапной атаки, в результате которой игрока могут неожиданно атаковать с нескольких направлений.
  • Усыпление бдительности за счет рутины. Разработчики превращают какое-либо действие в рутину, усыпляя бдительность, а затем, спустя какое-то время, используют это для пугающего события. К примеру, на протяжении игры, главный герой десятки раз использует лифт, но в нескольких случаях его ждет сюрприз — за открывшейся дверью вдруг оказывается враг, либо вентиляционный люк на потолке ломается и сверху на игрока сваливается смертельно-опасный некроморф.
  • Инъекция страха. Внезапное нападение на игрока или ложная тревога всегда сопровождаются громкими звуками и изменением музыкальной темы. Таким образом, каждое пугающее событие — это всегда всплеск адреналина в крови игрока, его мобилизация и создание дополнительного напряжения.
  • Смертельные объятия. Любой даже самый слабый враг опасен в ближнем бою. Если подпустить его слишком близко, то происходит QTE, провалив которое игрок сразу же погибает.
  • Наперегонки со смертью. Разработчики умышленно создают ситуации с временным лимитом, когда выживание игрока зависит от его быстрых и правильных действий. Например, летая в открытом космосе от игрока требуется постоянно искать источники пополнения воздуха, а на замерзшей планете мы вынуждены искать костры, чтобы не замерзнуть. Еще игрока часто заставляют ждать какого-либо события (прибытие поезда или лифта) или выполнить головоломку (взлом замков, компьютеров, запуск генераторов) находясь в одной комнате с регенерирующим монстром (которого нельзя убить, только замедлить, отпилив его конечности).

Зоопарк монстров

На удивление в Dead Space 3 присутствует отличный зоопарк монстров, обладающих интересным поведением и требующие от игрока совершенно разных подходов для их умерщвления. Врагов по прежнему можно кромсать на части и они продолжают атаковать игрока, даже лишившись рук или ног.

  • Некроморфы старающиеся подобраться к игроку как можно ближе (ползающие, взрывающиеся).
  • Шустрые монстры на четвереньках, которые прячутся за ящиками, выглядывают и атакуют быстро.
  • Противники опасные на дальней дистанции (стреляющие спорами, блюющие на игрока с целью его замедления).
  • Монстры с регенерирующими конечностями (убить нельзя, можно только замедлить).
  • Паучки воскрешающие трупы, выползающие из своего логова-гнезда (чтобы прекратить появление пауков, нужно уничтожить гнездо).
  • Классическая пехота — люди с автоматами, гранатами, камикадзе.
  • Контролируемая некроморфами пехота с автоматами. Чтобы нейтрализовать, нужно стрелять в голову, иначе голова-контролер переползает на другой труп.
  • Мега шустрые некроморфы, в них очень сложно попасть на дистанции, перемещаются как молнии, хорошо останавливаются стазисом.

С чем взаимодействует игрок?

В Dead Space 3 игрок постоянно взаимодействует с игровым окружением при помощи гравипушки (кинезис), позволяющей подбирать и бросать предметы во врагов (гранаты, острые конечности, взрывоопасные объекты и т.д.). В инопланетном храме для игрока размещают специальные зоны усиливающие гравипушку и стазис (замедление).

Типичные задания на взаимодействие:

  • Принеси батарейку и вставь в слот.
  • Принеси шестеренку и вставь в механизм.
  • Принеси заряд и вставь в заминированный проход, чтобы его отчистить взрывом. Механизмы с пазлами на гравипушку (замедлить вентиляторы, поток машин, открыть двери, поднять лифт и т.д.)

Сбор ресурсов для создания боеприпасов и оружия осуществляется путем взаимодействия с объектами (шкафчики, тела монстров, ящики). Внимательный игрок может заметить, что при повторном посещении локации, запертые ранее ящики становятся доступными.

Помимо этого игрок активно пользуется переключателями дверей, лифтов, запускает генераторы, взламывает замки (нащупай на время правильный вариант, либо начинай сначала).

Что понравилось?

В начале игры была прикольная линейная секция с увертыванием от от обломков разрушающегося космического корабля.

Очень атмосферной была миссия, в которой мы проходим через ряд ловушек (мины, растяжки, толпы монстров, пазлы включающие карантин). Параллельно мы слушаем комментарии выжившего по громкоговорителю, рубим врагов под ритмичный музон. В финале миссии мы находим тело выжившего, смастерившего сеть ловушек и ключ к схрону его ништяков.

Очень впечатлил экстремальный спуск на планету на шаттле через орбитальный мусор. Шаттл разваливается в процессе, много дружественных персонажей погибает.

Классной была миссия в лаборатории, где нужно искать куски разрезанного инопланетянина, чтобы затем соединить их в единое целое.

Крутым и атмосферным было исследование обломков старого корабля в невесомости, где можно летать в любую сторону на 360 градусов.

Понравился эпизод с вскрытием при помощи гарпунов гигантского монстра и путешествие внутрь на лифте-клетке. Внутри от игрока требуется  при помощи датчика засечь нужный нерв и выстрелить в него. Далее на нас нападают волны противников.

В Dead Space 3 есть эпизод, где игрока проглатывает гигантский монстр. К сожалению, похожий эпизод с путешествием внутрь монстра-червя из Gears of War 2 разработчикам Dead Space 3 переплюнуть не удалось, но получилось довольно прикольно.

Неплохим был храм инопланетян с машиной-разрушителем, нужно активировать генераторы (используя платформы для усиления гравипушки).

Полное погружение

Атмосферность локаций достигается за счет:

  • Начало игры , а также все объекты и персонажи которые игрок видит впервые, стараются быть супер детализированными.
  • Красивых детализированных фонов с отличными панорамами космоса.
  • Локации несут в себе определенную функцию (например — магазин сувениров) и за счет этого кажутся более правдоподобными.
  • Множество звуковых событий, результаты которых (повествование через окружение) мы можем наблюдать по прибытию на место действия.

Геймплейные находки

Порадовало несколько интересных игровых ситуаций:

  • Лучи лазера, которые нужно закрывать толкаемым ящиком, чтобы пройти дальше.
  • В работающие механизмы летят мусорные куски, надо отстреливать куски и монстров.
  • Генератор требует батареи в конце локации, батарея лежит сразу же на старте, но невнимательный игрок её не заметит сразу. Её видно, только если вернуться назад..
  • Освобождаем гигантское сверло из зажатых дверей, которое слетает с катушек и начинает вращаться. Игроку нужно замедлять его стазисом и стрелять в ядро.
  • Электрические растяжки с уязвимой точкой которую надо подстрелить (сначала они расположены на видных местах, затем спрятаны в вентиляции, надо сбить решетку).

Что не понравилось?

На мой взгляд Dead Space 3 из классического survival horror, превратился в чистый action с элементами кооператива. Постоянное присутствие НПС неподалеку от главного героя ломает ощущение изоляции и одиночества. А слишком частая смена локаций и линейность превращает действо в коридорный аттракцион.

Уровни со стрельбой против людей выглядят не к месту и сделаны очень примитивно (ИИ врагов очень слаб, убить их очень легко). Единственное что порадовало, это динамические укрытия, которые можно перетаскивать при помощи гравипушки.

Терпеть не могу в играх обязательные пазлы с поиском кода и введением его в кодовый замок. В Dead Space 3 на уровне с инопланетным храмом, чтобы открывать двери нужно было вводить комбинацию из инопланетных символов.

Разочаровали боссы. Мало того, что любая битва с боссами легко предсказуема (игрок входит на большое открытое пространство = битва с боссом). Так и само сражение построено по совершенно банальной схеме — подстрели регенерирующие щупальца, чтобы открыть уязвимое место (требуется повторить три раза).

Безумно скучными были секции со скалолазанием, во время которого нам нужно периодически прыгать, уворачиваться от летящих кусков снега и временами замедлять опасные элементы (качающийся лифт, куски скал, вентиляторы и т.д.).

Итого

Dead Space 3 — безусловно хорошая игра, но до уровня предыдущих игр трилогии она к сожалению не дотягивает. Великолепный когда-то ужастик с гнетущей атмосферой и почти безупречным, сбалансированным геймплеем превратился в несерьезный аттракцион на рельсах. Для меня самой лучшей частью сериала по прежнему остается Dead Space 2, являющийся эталоном игры в жанре survival horror.