Давно хотел переиграть в трилогию Modern Warfare и внимательно проанализировать, что представляет собой ДНК её уровней.

Давайте вместе разберемся, что из себя представляют синглплеерные уровни Modern Warfare и какими средствами дизайнеры удерживают внимание и развлекают игрока.

Структура уровней

На мой взгляд трилогия Modern Warfare является отличным примером шутера с линейным дизайном уровней. Уровни синглплеерной кампании спроектированы таким образом, что никогда не дадут игроку скучать и превратят примитивный “тир на рельсах” в увлекательное и яркое приключение.

Именно линейный дизайн уровней позволяет сделать действие максимально насыщенным, а повествование интересным и впечатляющим.

Уровни представляют собой линейный путь из точки А в точку Б и состоят из маленьких кусочков с различными планировками. При таком подходе заблудиться очень сложно, плюс игрока “ведут за руку” при помощи классических приемов:

  • Напарники показывают своим движением куда нужно идти.
  • Сообщения по радио подсказывают что делать игроку.
  • Интерактивные объекты подсвечиваются (кнопки, места куда надо заложить С4 и тд).
  • Интерфейс и миникарта всегда показывает цели и расстояние до них.

Какие типы планировок используются на протяжении всей игры?

1. Кишка

Как правило, это один главный путь с небольшими “карманами”, расположенными параллельно главному пути. На главном пути обычно располагаются основные силы противника, боковые карманы часто играют роль путей для обхода с фланга, либо огневых точек с хорошим укрытием. Очень часто эту планировку можно представить в виде извилистой улица с доступными
зданиями по бокам, либо одним длинным коридором с множеством боковых помещений. Исследование и использование “карманов” создает иллюзию нелинейности.

Структура уровня — Кишка

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Зачистка корабля в море (Crew Expendable),
  • Эскорт танка (War Pig),
  • Эвакуация отряда и спасение пилота (Shock and Awe),
  • Подземный коммандный центр (No Fighting in the War
    Room).

Из Modern Warfare 2

  • Погоня по фавелам (Takedown),
  • Зачистка нефтяной платформы (The Only Easy Day… was Yesterday),
  • Зачистка тюрьмы (The Gulag),
  • Штурм базы подлодок (Contingency).

Из Modern Warfare 3

  • Улицы Нью Йорка (Black Tuesday),
  • Зачистка подлодки (Hunter Killer),
  • Улочки в Индии (Persona Non Grata),
  • Деревня в Сиерра Лиона (Back on the Grid),
  • Склады и станция метро в Лондоне (Mind the Gap),
  • Деревня в Сомали (Return to Sender),
  • Улочки Парижа (Bag and Drag).

2. Пустырь

Главный путь лежит через открытую местность с большим количеством укрытий, а враги появляются с различных направлений. Игроку нужно либо прорваться через линию фронта, либо обороняться, заняв какую-либо позицию.

Структура уровня — Пустырь

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Стелс на ферме в полях (Hunted),
  • Припять — оборона колеса (One Shot, One
    Kill),
  • Оборона фермы (Heat),
  • Пусковые шахты — площадка, где нужно уничтожить два БМП (All in).

Из Modern Warfare 2

  • Защита Бургер Тауна и кафе (Wolverines!),
  • Штурм Белого дома (Whiskey Hotel),
  • Кладбище самолетов (The Enemy of My Enemy),
  • Камчатка — деревня в снегу (Contingency).

Из Modern Warfare 3

  • Лондон — парковка, стройка (Mind the Gap),
  • Гамбург — пробег по пляжу (Goal Post),
  • Сомали — перед песчаным штормом (Return to Sender),
  • Париж — двор с памятником (Iron Lady),
  • Шахта где то в Сибири — котлован (Down the Rabbit Hole)

3. Разветвление

Создание иллюзии нелинейности. Главный путь разделяется на два направления, чтобы потом снова слиться в один. Враги появляются в зависимости от того, какой путь выбрал игрок. Как правило, враги на соседней ветке отключаются создавая иллюзию того, что там поработали напарники.

Структура уровня — Разветвление

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Штурм тв-центра (Charlie Don’t Surf)

Из Modern Warfare 2

  • Погоня по фавелам (The Hornet’s Nest)

4. Песочница

Уровень представляет собой один большой открытый террейн с несколькими зданиями, которые нужно зачистить в любом, либо указанном порядке.

Структура уровня — Песочница

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Зачистить здания в любом порядке (Safehouse)

Из Modern Warfare 2

  • Бегаем от здания к зданию (Бургер Таун, кофейня, ресторан) и уничтожаем волны врагов (Wolverines!)

5. Веселые горки

Линейная секция, в которой игрок расстреливает цели из какого-либо движущегося транспортного средства.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Миниган с вертолета (Shock and Awe),
  • Финальная погоня на джипе по автостраде (Game Over).

Из Modern Warfare2

  • Едем по городу на хаммере и стреляем из минигана(Team Player),
  • Побег с авиабазы на снегоходах (Cliffhanger),
  • Обстрел тюрьмы из минигана с  вертолета (The Gulag),
  • Обстрел мемориала из минигана вертолета (Of Their Own Accord),
  • Поездка на джипе по кладбищу самолетов (The Enemy of My Enemy),
  • Погоня на лодке в финале (Endgame).

Из Modern Warfare 3

  • Полет на вертолете и стрельба с минигана в Нью Йорке (Black Tuesday),
  • Поездка на подводных скутерах до субмарины и побег с неё на надувной лодке (Hunter Killer),
  • Погоня в лондонском метро (Mind the Gap),
  • Погоня на машине за информатором (Bag & Drag),
  • Поездка на танке по Гамбургу и стрельба из минигана (Goal Post).

Чем развлекают игрока?

Разнообразие геймплея достигается за счет большого количества геймплейных сценариев.

1. Снайперим с фиксированной позиции

Игрок частично обездвижен и ведет огонь из снайперской винтовки, прикрывая продвижение напарников.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Обстреливаем деревню с возвышенности (Blackout),
  • Снайперим с крыши отеля в Припяти (One Shot, One Kill),
  • Засада на сына Закаева — снайперим с башни (The Sins of the Father).

Из Modern Warfare 2

  • Cнайперим с угла здания отеля (Of Their Own Accord).

Из Modern Warfare 3

  • Cнайперим с крыши здания в Нью Йорке (Black Tuesday),
  • Прикрываем напарников с башни (Back on the Grid),
  • Прикрываем Прайса в отеле (Blood Brothers),
  • Прикрываем группу штурмовиков с небоскреба (Scorched Earth),

2. Дистанционный обстрел

Игроку дают пострелять по целям с воздуха, либо с земли при помощи дистанционных средств (самолет АС130, вертолет, управляемая ракета, робот с пулеметом).

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Прикрываем группу с борта самолета АС-130 (Death from Above).

Из Modern Warfare 2

  • Предатор дрон у Бургер Таун (Wolverines!),
  • Подсветка целей лазером (Exodus),
  • Предатор дрон на базе подлодок (Contingency).

Из Modern Warfare 3

  • Предатор дрон на крыше (Black Tuesday),
  • Управление наземным дроном (Persona
    Non Grata),
  • Дают пострелять с вертолета (Return to Sender),
  • Прикрываем группу с борта самолета АС-130 (Iron Lady),
  • Предатор дрон в котловане (Down the Rabbit Hole)

3. Стэлс с напарником

Игрок скрытно пробирается в тыл врага вместе с напарниками следуя их указаниям. Привлечение внимание врага вызывает провал миссии, либо несколько волн врагов.

Этот сценарий включает в себя ряд действий:

  • Одновременно с напарником снимаем врагов из снайперской винтовки.
  • Скрытно проползаем в траве\под машинами.
  • Лежим пока враг не пройдет.
  • Пробегаем пока враг смотрит в другую сторону и не видит нас.
  • Скрытно убиваем ножем подкравшись сзади\сверху с веревки\из воды.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Cнайперы в Припяти (All Ghillied Up),
  • Атака фермы (Hunted),
  • Зачистка блокпоста (Ultimatum).

Из Modern Warfare 2

  • Проникаем на авиабазу (Cliffhanger),
  • Стэлс в лесу (Contingency),
  • Пещеры в Афганистане (Just like Old Times).

Из Modern Warfare 3

  • Стэлс в африканской деревне (Back on the Grid),
  • Канализации в Праге, в тылу врага (Eye of the Storm),
  • Скрытное проникновение в крепость (Stronghold).

4. Эскорт танка

Игрок продвигается вперед прикрывая\прячась за бронетехникой. Иногда у игрока также есть возможность помечать цели для авиа\артелерийского удара.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Сопровождение танка по улицам Ирака (War Pig).

Из Modern Warfare 2

  • Сопровождение БМП и подсветка целей (Exodus).

Из Modern Warfare 3

  • Танки на широких улицах в Берлине (Goal Post),
  • Танки в Гамбурге (Scorched Earth).

5. Спасение раненного нпс

Игрок тащет на руках раненного напарника, либо игрока медленно волокут по земле и он отстреливается от погони.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Тащим раненного снайпера (One Shot, One Kill),
  • Тащим раненного пилота вертолета (Shock and Awe).

Из Modern Warfare 2

  • Игрока тащат в вертолет и он отстреливается (Loose Ends).

Из Modern Warfare 3

  • Игрок тащит раненного напарника (Blood Brothers),
  • Игрока тащат в вертолет он отстреливается (Down the Rabbit Hole).

6. Погоня\Побег

Игрок убегает или преследует противника на время. Как правило, любое промедление ведет к провалу задания.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Побег с тонущего корабля(Crew Expendable),
  • Преследование сына Закаева (The Sins of the Father),

Из Modern Warfare 2

  • Погоня в фавеллах (Takedown),
  • Побег по фавеллам до вертолета (The Hornet’s Nest),
  • Побег из ангара до снегоходов (Cliffhanger),
  • Побег в лесу под обстрелом из БМП (Contingency),
  • Побег из заминированной пещеры (Just Like Old Times)

Из Modern Warfare 3

  • Преследование информатора в катакомбах (Bag and Drag),
  • Побег из деревни под обстрелом мортиры (Back on the Grid),
  • Побег до вертолета (Return to Sender),
  • Преследование Макарова на крыше небоскреба (Dust to Dust).

7. Штурм комнаты

Игрок выламывает дверь и отстреливает противников в замедленном времени. Иногда в комнате присутствуют заложники. Чтобы их спасти нужно обязательно завалить врагов находящихся рядом с ними. Встречаются вариации с комнатой заполненной взрывчаткой, в которой один единственный промах ведет к подрыву и провалу миссии.

Примеры:

Из Modern Warfare 2

  • Прикрываем напарника в ангаре (Cliffhunger),
  • Спасаем заложников на нефтяной платформе (The Only Easy Day… was Yesterday),
  • Отстрел противника в тюремных душевых (The Gulag),
  • Зачистка особняка (Loose Ends),
  • Зачистка пещер в Афганистане (Just Like Old Times).

Из Modern Warfare 3

  • Зачистка капитанского мостика на подлодке (Hunter Killer),
  • Спасение заложника (Goal Post),
  • Спасение заложника (Return to Sender),
  • Спасение дочери президента (Scorched Earth),
  • Спасение президента в бункере (Down the Rabbit Hole).

8. Мини-игры и драматические сцены от первого лица

Переключение между персонажами позволяет быстро менять локации и создавать драматические сцены от первого лица. Таким образом можно показать одни и те же события с разных перспектив. Миниигры позволяют разнообразить геймплей и добавить интерактивности в некоторые кат-сцены.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Казнь от первого лица (The Coup),
  • Выползаем из вертолета в эпицентре ядерного взрыва (Aftermath),
  • Подстрелить Закаева в финальной сцене (Game Over).

Из Modern Warfare 2

  • Мини-игра с ледорубами (Cliffhanger),
  • Драматическая сцена с убийством игрока в конце миссии с аэропортом (No Russian),
  • Увернуться от противопехотных мин (Loose Ends),
  • Взрыв на орбите EMP-заряда с перспективы космонавта (Second Sun),
  • Драматическая сцена с убийством игрока в конце миссии (Loose Ends),
  • Вытащить нож и убить Шепарда в финале (Endgame).

Из Modern Warfare 3

  • Макаров убивает оперативника и похищает президента (Turbulence),
  • Снимаем на камеру терракт (Mind the Gap),
  • Убить Макарова в финале игры (Dust to Dust).

9. Мирные прогулки\Передышка

Игрок прогуливается по мирной локации без врагов и смотрит кучу интересных сценок. Цель таких сценариев — создание атмосферы и передышка от стрельбы для игрока.

Примеры:

Из Modern Warfare 2

  • Туториал на военной базе (S.S.D.D.),
  • Бункер перед штурмом отеля у мемориала (Of Their Own Accord),

Из Modern Warfare 3

  • Гуляем по самолету президента (Turbulence).

10. Вау-моменты

Вау-моменты в Modern Warfare являются визитной карточкой игры и служат для подогрева интереса к дальнейшему прохождению. Как правило, это интерактивные кат-сцены не уступающие по зрелищности и драматизму голливудским фильмам.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Падение вертолета и ядерный взрыв (Shock and Awe),
  • Крушение вертолета (One Shot, One Kill),
  • Обрушение лэп, запуск рокет (Ultimatum),

Из Modern Warfare 2

  • Запуск ракет из подлодки (Contingency),
  • EMP-заряд и падающие вертолеты (Second Sun),

Из Modern Warfare 3

  • Штурм подлодки — затопленные тоннели и тонущие корабли (Hunter Killer),
  • Обрушение платформ и падение игрока в реку (Persona Non Grata),
  • Крушение самолета (Turbulence),
  • Танк проваливается через этажи (Goal Post),
  • Крушение поезда в метро (Mind the Gap),
  • Падение небоскреба (Scorched Earth),
  • Падение эйфелевой башни (Iron Lady),
  • Вертолет обстреливает этаж (Dust to Dust).

11. Зрелищный вход и выход

Большинство уровней начинается и заканчивается впечатляющей кат-сценой демонстрирующей локацию.

Примеры:

Из Modern Warfare

  • Прилетаем\улетаем на вертолете (Crew Expendable),
  • Поездка на машине перед казнью (The Coup),
  • Высадка с вертолета (Charlie Don’t Surf), 
  • Прилетаем\улетаем на вертолете (Shock and Awe),

Из Modern Warfare 2

  • Приплываем под водой и улетаем на вертолете (The Only Easy Day… was Yesterday),
  • Прилетаем и улетаем на вертолете (The Gulag),

Из Modern Warfare 3

  • Приплываем под водой, улетаем на вертолете (Hunter Killer),
  • Высадка с вертолета (Goal Post),
  • Спускаемся на крыши с вертолета (Bag and Drag),
  • Улетаем на вертолете (Iron Lady),
  • Спускаемся на парашюте, прыгаем со скалы на парашюте в финале (Stronghold),
  • Подлетаем на вертолете, который сбивают (Scorched Earth),
  • Побег на вертолете из шахты (Down the Rabbit Hole).

12. Классика

Помимо всего перечисленного выше в игре также используют классические фишки, которые можно часто встретить во многих шутерах.

  • Темные места на уровнях для использования прибора ночного видения.
  • Задымления на уровнях для использования термооптики и противогазов.
  • Стационарные пулеметы и мортиры.
  • Задания по уничтожению техники из РПГ, Стингеров и Джавелинов.
  • Баллистические щиты (играем против врагов со щитами, либо используем сами).
  • Спуск или подъем на веревке.
  • Собаки в качестве врагов. Передвигаются быстро, если не подстрелить, то дают последний шанс зарезать ножем.
  • Враги стреляют из-за закрытых дверей и прячутся за укрытиями.

Итого

При ближайшем рассмотрении очевидно, что все последующие игры серии Call of Duty (вроде Black Ops, Black Ops 2 и т.д.) созданы по канонам оригинальной трилогии Modern Warfare.

Вы решили сделать синглплеерный уровень с линейной структурой, большим количеством запоминающихся моментов и напряженным действием? Поучитесь этому у Modern Warfare. ;)